Мы 6 лет ждали нового появления Дэниэла Крейга в этой роли — в том числе из-за пандемии. Она на целых 1,5 (!!!) года усадила картину на «скамейку запасных» — дожидаться хорошего окна релиза. Но вот кино вышло, и главный вопрос про «Не время умирать»: насколько красиво и достойно Бонд уходит со своего поста? Давайте обсудим.
Важное уточнение: я постараюсь избежать ключевых спойлеров, но некоторые детали сюжета все же раскрою. Поэтому если планируете посмотреть «Не время умирать» в кинотеатре — можете вернуться к рецензии после сеанса.
Парад почета для старичков
Как правильно подметил один западный критик, у серии Дэниэла Крейга (а он уже седьмой исполнитель роли Бонда) была уникальная возможность как следует попрощаться со зрителями. И фильм великолепно с этим справляется: за почти 3 часа «Не время умирать» закрывает арки всех важных персонажей, которых мы встретили за эти годы.
10 минут даже выделили для злодея предыдущего фильма — Блофельда в исполнении Кристофа Вальца. И это один из самых напряженных диалогов в фильме: ты знаешь, что произойдет, но интересно что до этого успеют сказать друг другу герои.
Сюжет при этом крайне клишированный. Бонда в очередной раз вытаскивают с пенсии для борьбы с новым суперзлодеем — Люцифером Сафиным (Рами Малек). И, несмотря на все хитросплетения, в конце фильма Бонд в очередной раз должен победить всех плохих парней, спасти свою девушку Мадлен (Леа Сейду) и уйти в закат. Банально, скучно, неинтересно. Но знаете, что самое поразительное? В конце все равно хочется пустить скупую слезу!
Возможно, потому что мы знаем — это приключение для героя последнее, что придает ему остроты. А возможно потому, что теперь он борется не только за абстрактный «мир», но и за конкретных людей. Эту тему в сюжете развивают слабо — но она влияет на восприятие концовки. Точнее рассказать не могу — начинается территория спойлеров.
Настоявшаяся атмосфера без экспериментов
Новый фильм про Джеймса Бонда получился… крайне старомодным. Поэтому если вы боялись темнокожей женщины, которая играет нового агента 007 после отставки Бонда (Лашана Линч) или феминистских посылов — расслабьтесь. Это традиционный шпионский боевик с неплохим экшеном — взболтать, но не смешивать.
Некоторые из женских персонажей, кстати, идеально вписались в фильм. Ана де Армас, которая появляется в фильме на 7 минут, запоминается лучше чем главный злодей — настолько забавными и веселыми получились у неё сцены.
Правда, сам экшен в фильме после энергичных драк в «Джоне Уике» воспринимается, как устаревший лет на 10. Впечатляющих сцен нет — впрочем, как и вырвиглазных. Стандартная голливудская постановка… просто мы так соскучились по хорошим боевикам, что даже её смотреть очень приятно.
Зато очень порадовала атмосфера — она то отсылает нас к «Казино Рояль» с костюмами и напряженным собранием, то превращает «Не время умирать» почти в триллер в туманном норвежском лесу. Между этим герои перебрасываются веселыми, хоть и не запоминающимися шутками. И все это неплохо сочетается — несмотря на 3 часа хронометража за просмотром ты не скучаешь.
А точность уже не та…
На самом деле, у фильма полно недостатков. Самый серьезный — он сильно распадается на отдельные сцены и куски. Из-за гигантской продолжительности и попытки «попрощаться» со всеми важными персонажами мы слишком быстро прыгаем между локациями, временами и событиями.
Ещё одно разочарование — злодей. Рами Малек нагоняет триллера и атмосферы… но за ними не стоит сценарной основы. Что у него за план? Почему он не убивает героя, имея 100 раз такую возможность? Мог получится один из лучших злодеев франшизы… в итоге слитый за 20 минут огромного фильма.
Бесхарактерной получилась и девушка Бонда — Мадлен в основном нервничает и плачет, не играя активной роли в сюжете. Афроамериканка-конкурент агента 007 отличилась только неплохими шутками. А сам Бонд поражает логическими казусами: два фильма назад, в «Скайфолле» он был ни на что не годен, а тут будто ему снова 30 и можно расстреливать злодеев с двух рук!
Из саундтрека запоминается лишь «Not Time to Die» Билли Айлиш, которую за 1,5 года лично я заслушал до дыр. Остальная музыка существует исключительно «фоном» — несмотря на то, что в композиторы пригласили знаменитого Ханса Циммера.
А что в итоге?
Оценки у «Не время умирать» очень неплохие — 84% у критиков (Rotten Tomatoes), 7,3 баллов на «Кинопоиске» (для сравнения — у образцового «Скайфолла» 7,4). Большинство российских изданий оценили фильм положительно — главным «хейтером» оказался (кто бы мог подумать) Антон Долин.
«Главный кинокритик России» назвал фильм скучным, уничтожающим идеи «Казино Рояль» и «Скайфолла», а сюжет — вызывающим смех. Впрочем, когда ты посмотрел уже сотни похожих боевиков, «Не время умирать» действительно не должен работать вообще. Он слишком обыкновенный — типичный фильм своего жанра.
Но для нас, обычных зрителей, важно другое — а получим ли мы удовольствие от фильма, отобьем ли деньги на билет? И если вы фанат фильмов с Крейгом — идите обязательно, вас ждет увлекательное и трогательное прощание с Бондом, которое ставит жирную точку в его истории.
Лично меня растрогали несколько финальных кадров, которые буквально символизируют, что Бонду нет входа в новую жизнь и эпоху — слишком много боли и страданий на его руках. Он как бы «получает сполна» за все, что сделал — и хорошее, и плохое.
Если же все остальные фильмы про агента 007 пролетели мимо вас — ситуация сложнее. Это все ещё неплохой шпионский боевик… но далеко не поражающий воображение. Советую этим зрителям воспринимать «Не время умирать» как кино на вечер, ничего от него не требуя — и тогда вы тоже можете получить удовольствие.
Лично я, повторюсь, получил от картины позитивные эмоции — хотя несколько знакомых отзывались о фильме крайне негативно. Так что помните — идеальное мнение можете составить только вы сами. И до скорых встреч!