Если посмотреть на игровые новости — то можно слегка разочароваться в этой индустрии. Крупные студии клепают однотипные проекты, включают в них миллион микротранзакций и не хотят пробовать что-то новое.
А ведь помимо пустых открытых миров и мультиплеера хочется интересных одиночных проектов.
Чтобы найти такие, мне пришлось погрузиться в глубины игровой индустрии и вынырнуть оттуда с подборкой лучших инди-игр.
Какие-то из них широко известны, большинство — имеют лишь небольшую кучку фанатов, но каждая может затянуть вас необычным игровым опытом.
Важная просьба! Почти все эти игры выкладываются в Steam и иные магазины без защиты, т. к. у авторов нет на нее средств. Поэтому, пожалуйста, если вам понравилась какая-то игра из списка — купите её, а не скачивайте бесплатно! Большая их часть стоит до 500 рублей, это не ударит по вашим финансам.
№1 Subnautica
Год выхода: 2018.
Жанр: Survival в открытом мире.
Разработчик: Unknown Worlds Entertainment.
Metacritic: 83.
Ваш космический корабль сел на неизвестной планете, почти полностью покрытой водой. Главная задача — выжить, дождаться помощи и разобраться в причинах крушения. Фишка Subnautica в том, что почти вся игра проходит под водой — на сушу вы выходите лишь пару раз по сюжету. Со временем вы заплываете все глубже, и начинают раздаваться неприятные звуки…
У игры нет глубокого уникального геймплея (механики выживания вполне стандартные и не сильно напрягают), но атмосфера изучения морских глубин… Во время первого погружения Subnautica вызывает невероятные эмоции: вы погружаетесь за ценными ресурсами на 300 метров, и вдруг раздается рев чудовища, от которого выпрыгивает сердце!
№2 Braid
Год выхода: 2008.
Жанр: головоломка, платформер.
Разработчик: Джонатан Блоу.
Metacritic: 90.
Отличный хардкорный платформер, сделанный всего одним талантливым программистом и дизайнером. Главное отличие Braid от аналогов — механика перемотки времени. При смерти вы не начинаете уровень сначала, а просто жмете Shift — и игровое время отматывается обратно.
Местная история довольно загадочна и ненавязчива, а вот головоломки могут доставить массу неприятностей. Braid часто требует нестандартного взгляда на ситуацию — вам придется постоянно подстраиваться под логику игры. Игра очень короткая (4-5 часов), но оставляет массу приятных эмоций.
№3 Inside
Год выхода: 2016.
Жанр: платформер, хоррор.
Разработчик: Playdead.
Metacritic: 91.
Ключевая характеристика Iside — погружение. У игры даже нет главного меню, стартовый экран сразу перенесет вас в начальную погоню. Это атмосферное небольшое приключения по очень мрачному миру, где опасность может поджидать на каждом шагу. Никаких дополнительных жизней или оружия — только простые головоломки и расплывчатые контуры вокруг.
Сразу предупреждаю — Inside игра «не для всех», у неё запутанный сюжет, а во время некоторых игровых ситуаций испытываешь очень неуютные ощущения. Но для ценителей простых атмосферных платформеров это — главные проект прошлого десятилетия.
№4 Papers, Please
Год выхода: 2013.
Жанр: симулятор, квест.
Разработчик: Лукас Поуп.
Metacritic: 85.
Автор рассказывал, что идея проекта пришла ему в голову во время поездок по Японии, где столкнулся с массой бюрократических задержек. Papers, Please — симулятор пограничного контроля в тоталитарной стране Арстоцка. Вы обязаны проверять документы, определять цель въезда и тщательно высматривать несоответствия в документах. А с каждым днем правила все усложняются…
Это очень атмосферная пиксельная игра, в которой главное не геймплей (довольно монотонный, как положено пограничнику), а атмосфера. Через вас проходят десятки людей, судьбу которых вы можете решить одной печатью. Пойдете на нарушения инструкции ради спасения жизни? Или примкнете к революционной организации, пропустив бомбиста на территорию участка? Выбор за вами.
№5 Beholder
Год выхода: 2016.
Жанр: симулятор, стратегия, квест.
Разработчик: Alawar.
Metacritic: 75.
И снова мы в неизвестной тоталитарной стране — только уже не на границе, а в обычном городке. Вас назначают управляющим дома. Нужно следить за порядком… и за жильцами, через камеры наблюдения и проникая в квартире. Сдадите соседа, у которого хранятся запрещенные вчерашней директивой вещи? Или спасете невинного человека, подставив под удар семью?
Beholder ставит вас на место того самого «маленького человека» и дает выбор: сделать подлость или подвергнуться риску. Игра идеально иллюстрирует то, что в тоталитаризме ты лишь винтик огромного, беспощадного механизма. Особенно радует что этот проект, собравший множество хвалебных отзывов, разработан небольшой командой из Барнаула.
№6 The Binding of Isaac
Год выхода: 2011.
Жанр: рогалик, action-adventure.
Разработчик: Эдмунд МакМиллен.
Metacritic: 84.
Если есть интересная концепция и крепкая механика — даже одинокий разработчик способен сделать отличную игру. Сюжет у The Binding of Isaac на первый взгляд прост (ребенок должен выбраться из подвала, стреляя во врагов собственными слезами), но имеет несколько уровней, и при желании его можно по-разному интерпретировать.
Механически же игра представляет собой «рогалик» с рандомной генерацией уровней. При смерти вы теряйте все ресурсы и предметы, но приобретаете ценный опыт. Из-за высокой сложности и интересных боев на The Binding of Isaac можно потратить не одну сотню часов.
№7 Cuphead
Год выхода: 2017.
Жанр: платформер, приключение.
Разработчик: Studio MDHR.
Metacritic: 88.
На первый взгляд складывается ощущение, что смотришь диснеевский мультик 30-ых годов, который переделали в видеоигру. Частично так оно и есть — художники вручную отрисовали огромное количество анимаций, чтобы стилизация смотрелась великолепно. И у них все получилось!
Впрочем, не смотрите на милую «обложку» — в душе Cuphead это харкдорный платформер про двух чашек, которые проиграли души дьяволу. Сюжет тут работает исключительно в юмористическом ключе, а вот битвы с боссами вам придется разучивать не один час. И да — играйте только на геймпаде, не повторяйте моих ошибок.
№8 Darkest Dungeon
Год выхода: 2017.
Жанр: рогалик, ролевая игра.
Разработчик: Red Hook Studios.
Metacritic: 83.
От красочного мультика — к атмосфере Говарда Лавкрафта. По сюжету Darkest Dungeon вы должны обследовать старинное поместье, успев до этого прокачать четверых бойцов в подземельях и не потеряв их в напряженных боях. Кроме того, из-за высокого уровня стресса боец может выйти из-под контроля — а во время важного боя это чревато.
Место в этом топе Darkest Dungeon завоевала прежде всего своей атмосферой и реиграбельностью. 17 играбельных персонажей можно компоновать в самые разные комбинации, а потеря одного из бойцов вызывает почти физическую боль. Подобные эмоции я испытывал разве что в серии XCOM.
№9 Disco Elysium
Год выхода: 2019.
Жанр: RPG, квест, интерактивная книга.
Разработчик: ZA/UM.
Metacritic: 91.
В этой игре почти нет активного геймплея, боев, даже прокачка навыков довольно необычна. Зато главный герой может болтать сам с собой, напиться вдрызг и поболтать о природе коммунизма с ближайшим прохожим. Поэтому Disco Elysium не может оставить равнодушным: либо вы полюбите её всем сердцем, либо бросите после 10 минут прохождения.
Сюжет пересказывать слишком долго и глупо (спойлеры испортят вам личное впечатление), поэтому скажу расплывчато: он очень необычен для видеоигры. Не зря многие называют Disco Elysium скорее «интерактивным романом» — в нем много пространных диалогов, запутанных сюжетных веток и литературных деталей.
№10 Dear Esther
Год выхода: 2012.
Жанр: симулятор ходьбы.
Разработчик: The Chinese Room.
Metacritic: 75.
Dear Esther — тоже проект, в котором вам не придется истреблять толпы врагов или продвигаться к четкой цели. Это «дедушка жанра» — один из первых «симуляторов ходьбы», который изначально был модом к Half-Life 2. Главное здесь — атмосфера и ощущение медитативного покоя. Это нельзя назвать хорошей игрой (игры здесь особо нет), но зато Dear Esther дарит уникальный опыт.
Если вам понравится атмосфера и сюжетная подоплека игры — обратите внимание на этот жанр. При желании весь топ мог состоять из подобных проектов, но далеко не всем они будут интересны. Ведь здесь важен не геймплей, а эмоции.
№11 They Are Billions
Год выхода: 2019.
Жанр: RTS, выживание.
Разработчик: BlitWorks.
Metacritic: 74.
Это смешение зомби-апокалипсиса и традиционных механик RTS в свое время взорвало Twitch. Вы появляйтесь на огромной карте с кучей ресурсов… и зомби! Ваша задача: развить поселение и постепенно перестрелять оживших мертвецов, параллельно отбиваясь от волн. Только не спешите лезть на рожон — ведь из ваших поселенцев тоже могут появиться живые мертвецы…
На первых порах игра увлекает атмосферой («ааа, этот гад почти дошел до моих домов мимо патрульных»), на последующих — глубокой механикой с массой разных ресурсов и балансом экономики и армии. Одиночная кампания, правда, скучновата — зато она дает хорошую разминку перед испытаниями на выживание.
№12 Ori and the Blind Forest
Год выхода: 2015.
Жанр: платформер, адвенчура.
Разработчик: Moon Studios.
Metacritic: 88.
Главное, что хочется сказать об Ori — это невероятно красивая игра! Все задники вручную отрисованы талантливыми художниками, анимации нашего зверька — плавные и изящные, а уж кат-сцены… Небольшой коллектив из разных стран создал платформер, который может соперничать с лучшими работами Nintendo!
В сюжет я углубляться не буду (но предупреждаю — в конце могут навернуться слезы), а вот механика перемещения лично меня восхитила. Я не так много играю в платформеры и часто не попадаю в тайминги — но с Ori никаких проблем у меня не возникло. Поэтому рекомендую проект даже очень казуальным игроками.
№13 The Banner Saga
Год выхода: 2014.
Жанр: RPG, тактика.
Разработчик: Versus Evil.
Metacritic: 76.
Этот проект уже стал культовым среди любителей инди-игр. The Banner Saga получилась настолько успешной, что разработчики выпустили два продолжения, настольную игру и даже заказали повесть по вселенной игры! Мало какой инди-проект, собиравший деньги на Kickstarter, может похвастаться такими успехами.
The Banner Saga переносит нас в мир скандинавских мифов. Вы — руководитель отряда, и единственное спасение — бегство. Бежать приходится через ледяные пустыни, толпы врагов и маленькие города. Основной же геймплей состоит из тактических боев в духе серии Final Fantasy.
№14 Overcooked
Год выхода: 2016.
Жанр: кооперативный симулятор.
Разработчик: Team 17.
Metacritic: 80.
Пусть забавная графика вас не обманывает — на самом деле Overcooked это хардкорный кооперативный симулятор шеф-повара, из-за которого вы поругаетесь со своими друзьями… либо сделайтесь настоящей слаженной командой. Сначала вы будете легко справляться с простыми рецептами, но затем кухня переместиться в едущую машину, на айсберг и даже в космос!
Эта игра — идеальное развлечение для компании из 4 человек, которое доставит вам массу удовольствия. В этом и единственный минус Overcooked — без друзей делать в ней особо нечего, игра «заточена» под кооператив.
№15 Hades
Год выхода: 2020.
Жанр: рогалик, экшен.
Разработчик: Supergiant Games.
Metacritic: 93.
Вы можете себе представить «сюжетный рогалик»? Обычно в этом жанре он демонстрируется лишь в катсценах, не особо объясняю игровые условности. Авторы Hades решили это исправить — мы играем за бессмертного сына Аида, который пытается выбраться из Тартара. Только вот папа нас отпускать не хочет — и придется штурмовать разные круги греческого ада снова и снова.
В игре отличная музыка и визуальный стиль, которые хорошо разбавляют простую боевую систему. Из-за процедурной генерации скиллов и разного оружия провести в Hades можно сотни часов — даже когда вы уже раскрыли все тайны сюжета.
№16 Terraria
Год выхода: 2011.
Жанр: песочница, адвенчура.
Разработчик: Re-Logic.
Metacritic: 83.
Если описывать Terraria в двух словах — это 2D-версия Майнкрафта. Но на самом деле все немного сложнее: да, в этой игре тоже есть биомы, крафт и дружественные NPC-торговцы. Но если в Майнкрафт ты хочешь порой сказать «жаль, что никто не видит этого чудо-дома», то в Terraria тебе интересно исследовать мир — он живой и насыщенный.
Бонусом к затягивающему геймплею идет приятная стилизация (музыка и визуал сделаны под игры с 16-битных консолей) и игра по сети. Поэтому если вам надоели современные пустые миры от Ubisoft — советую обратить внимание на Terraria.
№17 Faster Than Light
Год выхода: 2012.
Жанр: рогалик, квест, стратегия.
Разработчик: Subset Games.
Metacritic: 84.
Это буквально убийца вашего свободного времени. Суть проста — есть корабль с небольшим экипажем, ему нужно добраться до точки назначения, чтобы остановить войну. Каждый ход противники все приближаются — и нужно быстрее собирать ресурсы и оружие, чтобы вас не подбили первые попавшиеся пираты.
Из-за рандомной генерации игра производит абсолютно фантастические ситуации: вот вы ушли в туманность от опасного корабля, еле ноги унесли — и тут вас берут на абордаж. И, чтобы не проиграть, вы жертвуете одним членом экипажа, который удерживает врагов в отсеке, из которого уходит кислород… Даже оригинальная игра затягивает на сотни часов, а моды (которых за 10 лет вышло много) могут растянуть это время до бесконечности.
№18 Into The Breach
Год выхода: 2018.
Жанр: тактика, ролевая игра.
Разработчик: Subset Games.
Metacritic: 90.
Если в Faster Than Light я горел от рандомной генерации, то в Into The Breach (втором проекте этой же студии) — от собственной глупости. Эту игру хочется сравнивать не с XCOM, а с шахматами. У вас есть ограниченное поле, пару боевых роботов и враги. Задача: убить их до того, как они сотрут гражданских в порошок, используя навыки, ландшафт и собственную смекалку.
Концепция простая и понятная — но затягивает не хуже FTL. Враги и уровни каждый раз генерируются случайно, поэтому каждый бой превращается в серьезное испытание. Я потратил на Into The Breach десятки часов — но пройти финальный уровень так и не смог. Может быть, ваш внутренний тактик справится с этой задачей?
№19 Bright Lights of Svetlov
Год выхода: 2021.
Жанр: симулятор ходьбы.
Разработчик: Владимир Шолокьян.
Metacritic: —
Наверное, самый вдохновляющий участник нашего топа. Эту игру разработал обычный программист, вдохновившись Сталкером и в целом атмосферой СССР 80-ых. Никакой команды, бюджета и миллионов на рекламу — лишь усердие и интересный концепт.
В итоге мы получили очень небольшую, но очень атмосферную игру, в которой советский быть воссоздан с невероятной точностью. Это живое доказательство того, что делать игры может каждый — главное иметь желание и терпение. Автор уже работает над следующим проектом, а вы пока можете поддержать российского инди-разработчика.
№20 Teardown
Год выхода: 2020.
Жанр: симулятор ограблений, песочница.
Разработчик: Tuxedo Labs.
Metacritic: —
Возможно, вы соскучились по разрушаемости в современных игр — тогда Teardown точно вам понравится. Благодаря воксельной графике у авторов получилось добиться сложной физики предметов — дома можно снести до основания, а деревянную обшивку — поджечь. Формально все это нужно для успешного ограбления… но кого это интересует, когда можно разрушить целый дом!
У игры всего два значимых недостатка. Первый — проект все ещё в раннем доступе, поэтому часть контента недоступна. И второй — игра не поддерживает русский язык. Но аналогов Teardown сейчас не существует, поэтому все любителям поэкспериментировать — рекомендуется к покупке!
№21 This War of Mine
Год выхода: 2014.
Жанр: выживач, 2D-шутер.
Разработчик: 11 Bit Studios.
Metacritic: 83.
Один из редких проектов, где война раскрывает свое истинное лицо. Ведь в реальности люди на ней не убивают сотни врагов за раз, а просто выживают — особенно если они обычные мирные горожане. Вам нужно провести нескольких жителей города Погореня через ужасы уличного конфликта. Готовы ли вы ради выживания делать ужасные вещи?
Игровой процесс включает в себя и симулятор выживания (готовка, сбор ресурсов, крафт), и стелс, и экшен (только вот к нему герои не приспособлены). Причем механики добавлены не для галочки — голодный член группы может впасть в депрессию, раненый — умереть от потери крови. В общем, This War of Mine дает уникальную возможность виртуально пережить весь ужас войны.
№22 Hollow Knight
Год выхода: 2017.
Жанр: платформер, экшен, метроидвания.
Разработчик: Team Cherry.
Metacritic: 90.
В Hollow Knight прекрасно все — необычный визуальный ряд, интересная боевка и загадочный мир, который со временем все лучше раскрывается перед игроком. Разработчики грамотно скомбинировали платформинг и бои, так что ты будто танцуешь в этом странном подземелье с разумными насекомыми.
У вас может возникнуть разве что одна проблема — высокая (и не настраиваемая) сложность. На некоторых уровнях ты просто обязан погибнуть, чтобы понять принцип победы над врагами. В общем, если вы запаслись геймпадом и терпением — десятки часов увлекательного геймплея вам обеспечены.
№23 Inscription
Год выхода: 2021.
Жанр: карточная игра, квест.
Разработчик: Дэниел Маллинс.
Metacritic: 84.
Главный инди-хит прошлого года. Inscription интриговала с первого трейлера — пугающая атмосфера, стильное 3D и очень странная сюжетная завязка. Сразу спойлер: понятнее к концу игра не станет. Более того — у вас может возникнуть желание бросить проект после первой трети, настолько удивительно он поменяется.
По механике это — карточный рогалик, но механика в Inscription вообще не имеет большого значения. У игрока с течением времени все шире и шире раскрываются глаза, и он вслед за главным героем хочет спросить: «Да что же тут происходит?!». Захотите ли вы выведать этот ответ у Inscription или в какой-то момент остановитесь — зависит только от вас.
№24 Don’t Starve
Год выхода: 2013.
Жанр: выживач, адвенчура.
Разработчик: Klei Entertainment.
Metacritic: 79.
Некий таинственный демон перебросил вас в страшный и неуютный мир. Теперь вам нужно набрать дрова для костра, соорудить одежду — и надеяться, что ночью к вам не будут подходить страшные глаза… А ведь скоро ещё и наступит зима.
Прелесть Don’t Starve — прежде всего в визуальном стиле. Из механик выживания вас удивит разве что значение «рассудка» (если упадет — ждите глаз и зубов из темноты). Ну, а если основная механика понравилась и хочется чего-то большего — пригласите друзей, специально для вас разработчики создали кооперативный режим.
№25 Broforce
Год выхода: 2014.
Жанр: экшен, платформер, кооператив.
Разработчик: Free Lives Games.
Metacritic: 68.
Вы никогда не хотели стать героем того самого боевика из 80-ых, который направо и налево косит врагов из минигана? Broforce даст вам эту возможность! В роли бравого оперативника вам нужно пробежать уровень, разнести на нем всех врагов (можно вместе с уровнем) и улететь в закат на вертолете.
Добавляет безумия в Broforce и то, что уровни полностью разрушаемы — и часто бывает так, что вы взрываете случайно ненужную бочку с горючим и улетаете в пропасть. Вам все ещё мало? Тогда зовите друзей — и 4 человека с кучей оружия устроят на пиксельном уровне настоящую вакханалию!
Заключение
Я надеюсь, что смог подобрать список из интересных игр, о которых вы ещё не знали. На самом деле инди-рынок огромен — каждый год выходят десятки хороших проектов, о которых никто не знает.
Если вам интересно регулярно получать подобные списки по самым свежим новинкам Steam — пишите об этом в комментариях и делитесь статьей в соцсетях. А на сегодня все, скоро увидимся!